Порядок выполнения операций по ремонту двигателя
Проведение предремонтной проверки асинхронных электродвигателей.
Оборудование, приборы, инструменты:
- стенд для проверки электрических параметров
- ампервольтметр
- осциллограф ЕЛ-1
- мегомметр на 500 и 1000 В
- ручной тахометр.
Проведение испытаний
- Осмотреть электродвигатель. Ознакомиться с дефектами и состоянием изоляции.
- Подготовить электродвигатель для включения в сеть. Для этого надо:
- убедиться в отсутствии механических дефектов, препятствующих запуску электродвигателя (поломка вала, подшипниковых щитов, подшипников, задевание ротора за статор и т. п.);
- проверить целостность обмоток на обрыв, а также состояние выводных концов и клеммника;
- замерить мегомметром на 1000 В сопротивление изоляции обмоток;
- испытать электрическую прочность корпусной изоляции;
- проверить электрическую прочность витковой изоляции аппаратом
ЕЛ-1.
3. При удовлетворительных результатах проверок и испытаний
электродвигатель включить под номинальное напряжение.
4. Все величины замеров и результаты испытаний, а также заключение по
результатам испытаний записываются в ведомость дефектов.
Разборка асинхронных электродвигателей.
Оборудование, приспособления, инструменты:
- отвертки А150x0,5
- комплект торцовых ключей
- комплект рожковых ключей
- съемники для съема подшипников, вентилятора и подшипниковых щитов
- зубило слесарное, ширина рабочей части 10 мм
- молоток слесарный типа Б № 3
- молоток алюминиевый
- плоскогубцы
- электропаяльник 90 Вт; щуп № 2.
Подготовительные работы
- Продуть электродвигатель от пыли сжатым воздухом в обдувочной камере.
- Подготовить комплектовочный ящик (укрепив на нем бирку с ремонтным номером электродвигателя, подлежащего разборке). В процессе разборки в этот ящик складывать все детали и крепеж электродвигателя.
Съем, проверка, хранение и напрессовка подшипников.
Оборудование, приспособления, инструменты:
- пресс ручной ПЗП
- съемники
- щипцы или металлические крючки
- латунная конусная оправка.
- Промыть подшипники в промывочной ванне (операция № 5). Окончательную промывку демонтированных подшипников производят в керосине с добавкой 3...5 % (по объему) индустриального масла или заменяющего его для предотвращения сухого трения при роверке на легкость хода.
- Легкость хода подшипника проверяется в горизонтальном положении, насадив подшипник внутренним кольцом на конусную латунную оправку.
- Расконсервированные новые подшипники, так же как и демонтированные, необходимо предохранить от коррозии. При осмотрах, проверках и монтаже не допускается трогать рабочие поверхности подшипника руками, так как это вызывает появление точечной коррозии.
- При недлительном хранении промытые подшипники укладывают в железные банки и заливают минеральным маслом.
Выемка обмоток из статора и фазного ротора
Оборудование, приспособления, инструменты:
- установка для выемки обмотки
- тупиковая электропечь
- приспособление для обрезки лобовых частей обмотки статора на токарном станке
- резец специальный с оправкой
- зубило слесарное, ширина рабочей части 10...15 мм
- молоток типа Б-3
- скребки для чистки пазов стальные
-
приспособление для подрезки лобовых частей фазного
ротора
Выемка обмоток
- Установить статор (ротор) на токарный станок.
- Обрезать лобовую часть обмотки статора (ротора) со стороны соединения катушек.
- Разогреть изоляцию обмоток статора (ротора) в тупиковой электропечи при температуре 250...300 °С в течение 30...40 мин (при загрузке и выкатке тележки из электропечи нагреватели должны быть отключены, а местный отсос включен).
- При остывании статора (ротора) до температуры 80...90°С установить держатель активной стали и удалить по частям обмотку из пазов на установке для выемки обмоток.
- Снять держатель активной стали.
-
Очистить пазы скребками от остатков старой изоляции.
Направить статор (ротор) на продувку.
Мойка детелей электродвигателя
Оборудование, приспособления, инструменты:
- корзина загрузочная
- весы
- термометр
Подготовительные работы
Приготовить 3-процентный раствор
кальцинированной соды. Для этого предварительно из ванны сливают старый раствор
и, промыв ванну горячей водой, ее заливают свежей водой, которую подогревают до
50...60° С. Отвесив необходимое количество кальцинированной соды (из расчета 300
г на 10 л воды), ее растворяют в ванне с подогретой водой.
Соду загружают в
ванну небольшими порциями, перемешивая при этом воду и не допуская образования
брызг. Подогрев полученный раствор до 80...90 С°, открывают вентиль
пневмосистемы и пускают воздух в ванну для образования
бурления.
Мойка деталей электродвигателя
- Загрузить в корзину детали электродвигателя.
- Поместить корзину на 10...15 мин в ванну с 3-процентным раствором кальцинированной соды для промывки деталей.
- Поднять корзину из ванны с раствором кальцинированной соды и поместить на 3...5 мин в ванну с проточной горячей водой для нейтрализации соды.
- Обдуть детали сжатым воздухом и передать для определения
дефектов.
Определение дефектов в асинхронных электродвигателях.
Оборудование, приспособления, инструменты:
- линейки стальные, 500 мм и 150 мм
- штангенциркуль 150 мм
- микрометр 0...25 мм
- стенд для проверки биения с индикатором часового типа
- стойка индикаторная.