Назначение и применение
Однослойные концентрические обмотки широко
применяются в асинхронных двигателях небольшой и средней мощности, в частности в
асинхронных двигателях единой серии 3, 4 и 5-го габаритов.Это
объясняется возможностью достигнуть хорошего заполнения пазов проводниковыми
материалами, поскольку не нужна изоляция между слоями обмотки, а также наличием
на электромашиностроительных заводах соответствующих полуавтоматических станков,
позволяющих механизировать операцию намотки.
Название типа
обмотки - однослойная концентрическая - объясняется тем, что,
во-первых, каждый из пазов, в котором располагается обмотка, занят полностью
одной стороной катушки, т. е. стороны катушек уложены в пазах в один слой, а
во-вторых, катушки, составляющие одну катушечную группу обмотки, имеют разную
ширину и расположены так, что охватывают как бы концентрически одна
другую.
Двухплоскостные и трехплоскостные обмотки электродвигателя
В двигателях старого выпуска и при перемотке двигателей часто применяется всыпная концентрическая обмотка (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Концентрическая обмотка статора при 2ρ =
4, z = 36, q = 3, а = 2, у =11; 9; 7
(1 -
12; 2-11; 3 -10)
В новых двигателях обмотки рассматриваемого типа имеют лобовые части, расположенные в двух или трех ярусах (плоскостях). В соответствии с расположением лобовых частей различают двухплоскостные (двухъярусные) и трехплоскостные (трехъярусные) обмотки.