Трехфазный асинхронный электродвигатель с фазным ротором
Рис. 1.5. Асинхронный электродвигатель с фазным ротором: 1 - сердечник ротора; 2 - обмотка ротора; 3 - вал; 4 - подшипниковый щит со стороны привода; 5 - корпус статора; 6 - обмотка статора; 7 - сердечник статора; 8 - коробка выводов; 9 - подшипниковый щит со стороны контактных колец; 10 - рычаг короткозамыкающего приспособления; 11 - щеткодержатели внутри щита 9; 12 - контактные кольца; 13 - смещающееся вдоль вала кольцо короткозамыкающего приспособления
У показанного на рис. 1.5 трехфазного асинхронного электродвигателя с фазным ротором статор устроен так же, как и у двигателя с короткозамкнутым ротором, в то время как ротор имеет существенные конструктивные отличия.
Сердечник 1 ротора представляет собой пакет
цилиндрической формы, набранный и спрессованный из отдельных тонких штампованных
листов электротехнической стали и насаженный на вал 3. На наружной поверхности
сердечника имеются пазы, в которые укладывается трехфазная обмотка 2 из
изолированного медного провода. Обмотка фазного ротора, выполняемая по таким же
схемам, как и обмотка статора, соединяется, как правило, в звезду, а три ее
свободных конца изолированными проводами, проходящими через просверленное внутри
вала отверстие, выводятся к укрепленным на валу трем (обычно медным или
латунным) контактным кольцам 12, электрически изолированными между собой и от
вала.
С вращающимися при работе двигателя контактными кольцами
соприкасаются неподвижные щетки, установленные в щеткодержателях 11, которые
закреплены на подшипниковом щите 9. К коробке выводов 8, расположенной на
корпусе 5 двигателя, подведены шесть концов статора 6. Кроме того, отдельно
выведены три конца роторной обмотки 2 (через контактные кольца и щетки). В цепь
обмотки ротора, таким образом, можно включить пусковой или регулировочный
реостат.
В некоторых выпускавшихся ранее конструкциях асинхронных
электродвигателей с фазным ротором имелось короткрзамыкающее устройство,
состоящее из рычага 10 с вилкой и подвижного кольца 13, с помощью которых после
окончания пуска двигателя и выведения из цепи роторной обмотки пускового
реостата все три контактных кольца ротора на ходу электрически соединялись между
собой, а щетки поднимались. В настоящее время такие электродвигатели не
выпускаются.
Асинхронные электродвигатели с фазным
ротором несколько сложнее по устройству, дороже и менее надежны, чем
двигатели с короткозамкнутым ротором, поэтому их применяют значительно реже - в
приводах с тяжелыми условиями пуска или с повышенными требованиями к их
плавности, при необходимости регулирования частоты вращения и т.
п.
Переход отечественной электротехнической промышленности на выпуск
единых общесоюзных серий электротехнических машин был начат именно с асинхронных
электродвигателей, как машин самого широкого, массового
применения.